Основные термины Королевских гонок

Пока команды и пилоты празднуют Рождество, для тех, кто недавно вступил в ряды поклонников Формулы-1, представляем словарь основных терминов, который поможет лучше разбираться в аспектах гонок.

Основные термины Королевских гонок Пока команды и пилоты празднуют Рождество, для тех, кто недавно вступил в ряды поклонников Формулы-1, представляем словарь основных терминов, который поможет лучше разбираться в аспектах гонок.

А

Аэродинамика — изучение потока воздуха вокруг болида. Аэродинамика выполняет самую главную роль, большие потоки воздушных масс прижимают болид к полотну трассы, таким образом, гонщик может проходить повороты более уверенно. Чем выше прижимная сила, тем больше скорость и устойчивость болида в поворотах

Антикрыло — обеспечивают не подъёмную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью

Апекс — ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы

Аэродинамическая труба — установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид

Аэродинамический мешок — разряженный поток воздуха от впереди идущего болида, в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении

Б

Балласт — дополнительный вес болида

Баланс тормозов — изменение в процентном соотношении тормозного усилия между передними и задними тормозами

Беруши — наушники для радиосвязи

Бокс — гараж команды Формулы-1. Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран При располагаются болиды, а также храниться все оборудование команд

Большой шлем — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг и лидирование от старта до финиша

Быстрый круг — самый лучший круг поставленный гонщиком во время гонки

В

Водяной радиатор — служит для охлаждения воды, которая выполняет функцию охлаждения двигателя

Внешний радиус — траектория, проходящая ближе к внешней части поворота

Внутренний радиус — траектория, проходящая ближе к внутренней части поворота

Выхлопные коллекторы — служат для отвода выхлопных газов из двигателя

Воздуховод радиатора — легкие углепластиковые короба, по которым воздух из воздухозаборника до стигает радиаторов. Для увеличения площади охлаждаемой поверхности радиатор устанавливают диагонально относительно оси машины. На пыльных или грязных трассах, на входе воздуховода специально ставят защитную решетку

Верхний воздухозаборник и воздушный фильтр — воздухозаборник забирает воздушный поток над головой гонщика и направляет его в систему питания двигателя. Фильтр очищает этот поток от посторонних частиц

Воздухозаборник — специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Также существуют воздухозаборники для охлаждения тормозов

Г

Гравийная ловушка — находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы

Гран При — большой приз. Название этапа чемпионата мира.

Грязная траектория — часть трассы вне накатанной траектории движения болидов

Д

Двигатель — самая важная деталь болида — «сердце» машины. Восемь цилиндров, 2.4 рабочего объема, более 800 лошадиных сил и примерно 43 — 53 кг топлива на 93 км. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, коленвал стальной, шатуны из титана. Более 19500 оборотов

Дефлектор — аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборником

Днище и диффузор — днище обеспечивает до 21% прижимной силы, а диффузор — до 19%

Дождевая резина — резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора

Дубль — две машины из одной команды пришедшие на двух первых местах

Дуга безопасности — дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы

З

Забрало — стекло шлема закрывающее лицо гонщика

Закрытый парк — помещение для содержания всех болидов после квалификации до начала гонки

И

Избыточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на больший угол чем задается рулем

К

Карбон — углеродистое волокно

Квалификация — определение позиций гонщиков на стартовом поле до гонки.

Кокпит — часть болида в которой располагается сам гонщик. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота

Контролируемый (управляемый) занос — прохождение поворота со срывом всех колес при котором пилот полностью контролирует движение болида

Классификация — список всех пилотов, финишировавших в гонке. Также пилот будет классифицирован, если отстал не более, чем на 10% от лидера гонки

Клиренс — просвет между полотном трассы и днищем болида

Комиссар гонки — человек, следящий во время Гран При за исполнением правил FIA

Конструктор — изготовитель, команда.

Круговой — пилот, которого обгоняют на круг и более

Краш-тест — тест прочности конструкции болида в соответствии с техническим регламентом

Кубок Конструкторов — разыгрывается между командами, участвующих в чемпионате мира

Киль — передняя часть днища болида

М

Маршал — маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов из опасных зон, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе

Механик — выполняет функцию ремонта машины и замены некоторых деталей во время пит-стопа и тестов

Мокрая резина — шины для мокрого полотна трассы. Если дождь пока не сильный, то можно спокойно ставить этот тип

Монокок — несущая конструкция весом в 43 кг. К монококу крепятся все остальные узлы машины

Моторхоум — передвижной «дом на колесах» в котором на время Гран При располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды на время ГП

Н

Недостаточная поворачиваемость — эффект, во время которого колеса болида поворачиваются на меньший угол, чем задающийся рулем

О

Обтекатель — важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока

Отбойник — ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы

Очковая зона — зона в которой гонщик получает очки по окончании гонки. На данный момент с 1-го по 10-ое

П

Паддок — находится позади пит-лейна, место где располагаются моторхоумы команд и где гонщики общаются с прессой

Пелетон — все болиды на трассе

Пит-лейн — участок трассы, по которому болиды подъезжают к боксам. Скорость по пит-лэйн ограничена (на узких трассах — 80 км/ч, на широких трассах — 100 км/ч

Пит-стоп — остановка гонщика в боксах для смены резины

Понтон — расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте

Поребрик — полосатый бордюр по внешнему, либо внутреннему радиусу поворота

Поул-позиция (обычно говорят — поул-позишн) — позиция первого пилота на старте гонки

Прогревочный круг — один круг перед стартом гонки. Это сделано для того, чтобы прогреть резину и тормоза

Промежуточная резина — используются при легком дожде, а также на подсыхающей трассе

Псевдослик — резина с обратным рисунком протектора

Пузырение — перегрев резины из-за которого покрышка начинает распадаться

Пейс-кар — машина безопасности, которая двигается перед пелетоном в случае приостановки гонки. Перед тем, как пилоты уйдут на прогревочный круг пейс-кар проезжает круг в целях проверки безопасности трассы

Подвеска — трехрычажная схема. Рычаги изготавливаются из углепластика и титана. Имеет нерегулируемую геометрию

Р

Регламент — список основных правил, утвержденных FIA

Рестарт — повторный старт гонки

Рулевое колесо — руль пилота

С

Свободные заезды — заезды, где пилоты могут настроить болиды для квалификации и гонки

Слики — шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с трассой.

Срыв заднего моста — срыв задних колес болида при котором пилоту приходить выравнивать машину

Стартовая решетка — разметка на полотне трассы, где пилоты занимают свои места соответствующие результатам квалификации

Стюард — его обязанности: штрафы, проверка болидов после квалификации и после гонки

Т

Тест-пилот — пилот, занимающийся тестовой работой в команде, также это третий пилот команды на случай отсутствия одного из основных пилотов

Технический регламент — список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды

Траектория — путь по которому движется болид

Тормозной диск — самый важный элемент тормозной системы. Нагрев дисков до 1850 градусов происходит при торможении болида

У

Угол атаки антикрыла — угол на который разворачивают крыло относительно воздушного потока

Углеродистое волокно — прочнее чем сталь, с 2004 года 50% болида сделано из углеродистого волокна, а другие 50% из фиброкарбона

Ф

Фальстарт — движение болида прежде чем погасли огни светафора

ФОМ (FOM) — компания Берни Эклстоуна, которая владеет коммерческими правами Формулу-1

ФИА (FIA) — Международная автомобильная федерация

Флаги — при помощи флагов гонщику передается необходимая информация

Цвета флагов и их значение:

Зеленый флаг — конец опасной зоны
Красный флаг – полная остановка гонки
Синий флаг – сзади болид который на круг впереди
Белый флаг — впереди очень медленная машина
Желтый флаг — опасность на трассе
Полосатый желто-красный флаг — на трассе опасная ситуация, это может быть масло, обломки, гравий, или дождь, если он идет на одном участке трассы
Черный флаг — дисквалификация пилота
Клетчатый флаг — финиш

Х

Хет-трик — выигранная квалификация, гонка, быстрый круг в гонке

Ч

Чистый воздух — поток воздуха, который не был нарушен недавно прошедшим автомобилем

Ш

Шасси — на шасси устанавливается двигатель, подвеска, аэродинамические элементы

Шикана — резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления болида

Шпилька — поворот радиусом 180 градусов

Штаб-квартира — база команды

Э

Элерон — аэродинамический элемент

Эска — S-образный поворот

Источник: ru.motorsport.com